Укроборонпром: высокие зарплаты топ-менеджмента, отсутствие результатов и долги по заработной плате

Повышение зарплат топ-чиновникам как способ преодоления коррупции оказалось полным провалом. Поскольку это не работает в отрыве от четких планов и строгого контроля.

Ту же ситуация сложилась и с наблюдательными советами в гос.корпрорациях, что ярко видно по распущенному наб.совету "Укрзалізниці" с Сергеем Лещенко, который до сих пор непонятно как там оказался. 

Президент Владимир Зеленский подписал закон о реформировании гос. концерна "Укроборонпром" (законопроект №3822). Он предусматривает корпоратизацию предприятий оборонной сферы, создание двух крупных холдингов и окончательную ликвидацию самого ГК "Укроборонпром". 

В создании двух холдингов эксперты видят риски перенаправления "коррупционных потоков". Поскольку среди множества предприятий входящих в структуру "Укроборонпрома" генерирует прибыль лишь малая часть. А переподчинение их холдингам как раз и позволит направить потоки "в нужное русло". Вторым крупным риском является корпоратизация, которая может перейти в приватизацию. С одной стороны большая часть оборонных предприятий в США находится в частных руках. С другой же, учитывая украинские реалии, от таких перспектив ничего хорошего ждать не приходится. 

Но текущая проблема заключается в другом. Нынешний глава "Укроборонпрома" Юрий Гусев еще 3 декабря 2020 года заявлял, что концерн прекратит свое существование летом 2021 года. Уже конец октября, а никаких телодвижений в этом направлении не происходит. Более того, концерн становится местом сверхвысоких гонораров государственных менеджеров.

Военный эксперт Дилан Малясов обратил внимание, что тот же Юрий Гусев недавно поднял себе зарплату до 474 тыс. грн. в місяц.

Издание "Цензор.НЕТ" пишет, что это далеко не первое повышение зарплаты Гусева. "В НАЗК можно отследить за ежемесячным увеличениям выплат "Укроборонпромом" Гусеву, который занимается его ликвидацией: 16 июня – 176 тыс. грн; 16 июля – 160 тыс. грн; 2 августа – 359 тыс. грн; 3 сентября – 474 тыс. грн."

Зарплаты администрации в  ГК "Укроборонпром" и так были предметом зависти других госучреждений. Ведь где еще простой секретарь-референт мог получать от 30 тыс. грн в месяц?

А некоторые топ-менеджеры "оборонки" даже не скрывают своего состояния, щеголяя в соцсетях купленными новенькими яхтами за почти млн. долларов. 

И это при том, что "Укроборонпром" не может похвастаться ни показателями производства, ни тем более материальным обеспечением рабочих на своих предприятиях.

Как сообщила заместителя главы КМДА Марина Хонда, только в Киеве на 1 октября 2021 року задолженность по выплатам заработной платы  на предприятиях, которые входят в ГК "Укроборонпром", составляют: ГП "НДИ "Квант" - 115,8 млн. грн, ПАО "КЗ "Радар" - 48,1 млн. грн., АО "Завод "Маяк" - 40,4 млн. грн, ГП КДЗ "Буревестник" - 13,1 млн. грн., ГП "Завод 410 гражданской авиации" - 11,9 млн. грн. 

410-й завод это как раз то предприятие, директор которого якобы купил себе яхту за 1 млн. долларов, когда сотрудники предприятия 3-й месяц вообще не получают зарплату. 

Кстати, рекордсменом среди укроборонпромовских предприятий по долгам по зарплате является Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) - 266 млн грн. Оно постепенно идет к окончательному банкротству и дерибану.

Долги "Укроборонпрома" по зарплате возникли не вчера. Только за январь-декабрь 2020 г. общий объем долга предприятий – участников Концерна «Укроборонпром» вырос на 62,6% или более чем на 77 млн ​​грн., и согласно предварительным статистическим данным на 01.01.2021 составил почти 59% от общего объема по городу Киеву!

Не хочет ли менеджмент "Укроборонапома" объяснить подобную несправедливость в оплате труда в концерне при столь плачевных результатах? Но нет. 

Експерты Defense Express проанализировали отчетность "Укроборонпрома" за первый квартал 2021 года. 

Согласно этим данным управляющие чиновники концерна существенно улучшили свое материальное состояние, которое заявлено на уровне 517,6 млн. грн. "чистой прибыли", в то время как в прошлом году этот показатель составлял лишь 242,9 млн. грн.

И это при том, что, например, по результатам 2019 года "Укроборонпром" в целом отчитался всего лишь о 1,2 млрд. грн прибыли. 

В этом году, по данным проекта "Марлин", указано падение государственных доходов - уплачено налогов, сборов и других обязательных платежей на сумму 1,9 млрд грн, тогда как в 2020 году этот показатель составлял 3,1 млрд., а в 2019 - 3,9 млрд. грн.

В Defense Express задаются вполне логичным вопросом: почему бюджет Украины стал получать меньше, чем раньше, при якобы бы росте доходов и прибыли?

Министерство обороны Украины указывало, что на сентябрь во исполнение обязательств ДОЗ-2021 из 22,4 млрд гривен бюджетных ассигнований было размещено заказов на 82% от указанной суммы. Они являются продолжением крупных переходных контрактов 2020 года, в том числе выполняемых именно предприятиями концерна. При этом новых контрактов с оборонным ведомством за этот период заключено не было. То есть, можно предположить, что заявленные показатели роста концерна в большинстве своем базируется на соглашениях, заключенных еще в прошлом году – "прошлой командой".

По выводам внутренней отчетности ГК "Укроборонпром" утверждается следующее:

  • Просроченная задолженность предприятий концерна составляет около 13,2 млрд грн. Более 4,7 млрд грн из них – задолженность перед государством.

  • Уровень операционной прибыли достаточен только для обслуживания текущих долгов и минимальных капитальных вложений.

  • Концерн не может самостоятельно погасить просроченную задолженность и нуждается в государственной поддержке для решения этого вопроса.

Так за какие же заслуги перед страной глава ГК "Укроборонпрома" Юрий Гусев увеличивает себе зарплату до полумиллиона гривен в месяц? В то время, когда десятки тысяч рабочих оборонительных заводов не получают своевременно зарплату, а государство – отчисления в бюджет?

Это и есть "эффективный менеджмент"? Считает ли Наблюдательный совет "Укроборонпрома" такую ​​ситуацию нормальной? И что с этим будет делать Президент Владимир Зеленский?