Главный геополитический союзник Украины — экономика

Или правильнее сказать единственный? Почему так получилось и как  развивать собственную экономику, вот что должно заботить Президента, Кабмин и Верховную Раду. Но понимания там пока не видно, хотя все основные процессы как на ладони.

Украина крупнейшая страна в Европе по площади, но вес на геополитической арене определяется иначе. Решающим является и не количество населения, а размер экономики. Именно в  экономической части пересекается большинство политических интересов. Затем уже идут умение нести взятые на себя обязательства, последовательность, развитость государственных и гражданских институтов. Ни по одному из параметров нам хвастать особо нечем. Но в условиях военной агрессии со стороны РФ Украина пытается играть в высшей лиге. А для этого важно осознавать свои возможности и разбираться в целях и задачах основных игроков. Умело играть в их разрезе или на пересечении, предлагая нестандартные ходы и методы разрешения проблем. Иначе на геополитической доске Украине делать нечего - лишь молча наблюдать, как основные стейкхолдеры договариваются и решают собственные проблемы, под пылкие заверения об учете интересов и поддержке. Именно это сейчас мы и наблюдаем по всем основным вопросам.

США

Визит к стратегическому партнеру Украины преподносился как огромная геополитическая победа. Хотя на фоне выхода США из Афганистана практически у всех было понимание, что Джо Байдену не до Украины, тем более сейчас. Штаты ждут длительные заседания в конгрессе, где будут рассматривать всю кампанию в Афганистане и куда же пошло более 1 трлн. долларов. На этом фоне выделение военной Украине помощи на 60 млн. долларов после встречи с Зеленским это капля в море. 

В прессе появилось уже немало данных о том, что новое правительство Афганистана занимало крайне пассивную позицию. Так что балом правили правительственные организации США, которые большую часть проблем, вместо их детального рассмотрения и грамотного планирования, пытались решить банальным увеличением финансирования. Как своих проектов и институтов, так и правительства в обход которого строили инфраструктурные проекты, которые потом в итоге оно не могло даже содержать, не то что обслуживать. Экономика Афганистана не могла так быстро усвоить такое количество денег - у нее тоже есть границы. А вот коррупция могла, на которую с подачи спецслужб не обращали особого внимания.

Так что США теперь будут еще более внимательно следить за тем, на что именно они выделяют деньги. А с учетом того, что их интересы рассредоточены по всему миру и Украина уж точно не находится в их центре, как бы это не пытались нам представить некоторые наши политики. 

Проекты Украины под финансирование должны были быть лучше других и выходящими за рамки. Поскольку стандартные инвестиционные проекты не про нас: маленькая экономика = маленький рынок с неплатежеспособным населением.

Владимир Зеленский заявил, что представил США план трансформации Украины в форпост безопасности, цифровой и аграрный хаб. Его план, предполагающий финансирование на 277 млрд. долларов был позднее опубликован. Вот несколько ярких примеров: развитие туристической и транспортной инфраструктуры Шацкого национального парка, Международный научный центр "Обсерватория" на горе Поп Иван, строительство Центра олимпийских видов спорта "H20 Новая Каховка", расширение международного пункта пропуска "Ягодин", ремонт дороги М-06 Киев-Житомир-Ровно. 

Что из этого в стратегическом плане должно привлечь правительство США инвестировать в Украину? Или чтобы выстроилась череда из американских инвестиционных фондов? Ничего, только плыть по течению интересов стратегического партнера, которому гораздо выгоднее учесть вполне обоснованные интересы Германии.

Германия

Основной спонсор и бенефициар Европейского Союза, которому крайне выгодны поставки углеводородов из России. После вторжения РФ в Грузию и аннексии части территорий Германия тоже выражала свой протест и поддерживала суверенитет Грузии. Что не помешало Германии через несколько лет взять огромный контракт на переоснащение российской армии. Это пытались представить как обычный экономический контракт. Как и переход экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера в российские Газпром, а затем в Роснефть, как исключительно его личное желание, ничего общего не имеющее с политикой Германии. 

После вторжения Российской Федерации в Украину и оккупации Крыма и части Донбасса, Германия вполне спокойно отнеслась к строительству газопровода "Северный поток-2". За всеми декларативными защитами прав человека, поддержкой суверенитета и прочим стоял исключительно экономический интерес. Стремление Германии получить дешевый газ для своей промышленности и стать основным хабом для его поставок в Европе. 

При этом бывший Президент Украины Петр Порошенко называл и называет канцлера Германии Ангелу Меркель "лучшим другом Украины", но что это изменило в плане реализации "Северного-потока 2"?  Ничего. Нынешний Президент Украины Владимир Зеленский не нашел ничего лучше, чем неоднократно обвинять Ангелу Меркель в недостаточной поддержке Украины. На что был расчет сказать сложно, поскольку это больше напоминает не ведение внешней политики, а поведение капризного ребенка, на фоне абсолютного непонимания процессов. И аргументов в защиту этой позиции прозвучит еще немало. 

Бывший Президент Украины Петр Порошенко настаивал на том, что "Северный поток-2" не должен быть построен. Его позицию затем поддержал бывший Президент США Дональд Трамп, который ввел санкции в отношении этого проекта  Возможно, на фоне этого администрация Зеленского решила продолжать заданный тренд и почему-то решила будто правильным решением будет критиковать Меркель. Особенно в преддверии выборов в Германии. Но не учла ни собственного веса, ни местных раскладов, ни задач основных игроков. В общем не учла ничего.

В итоге наиболее вероятным канцлером Германии станет человек, который называет себя последователем политики Ангелы Меркель, а Джо Байден наладил отношения с Германией посредством отмены санкций в отношении "Северного Потока-2". И все это на фоне разнообразных декларативных заверений о том, что Германия обеспечит всю Европу газом, в который не будет вовлечена политика. Поскольку этими поставками будет заниматься Россия, то конечно же, без политики этот процесс не обойдется. Но интересов Украины никто учитывать не будет. Ведь никаких альтернатив предложено не было!

НАТО

Регулярные вопросы Украины по ПДЧ (План действий по членству в НАТО), к сожалению, лишены всякого смысла. Согласно последнему опросу среди стран-участниц НАТО в случае нападения РФ вступиться за союзников абсолютно готовы лишь США, Канада, Великобритания и Литва. В Германии более 60% населения не считают, что войска НАТО должны быть задействованы в случае агрессии со стороны Российской Федерации по отношению к кому-то из союзников. Шокирующе, не правда ли? Но добавьте к этому процветающую коррупцию в Украине и количество шпионящих для РФ, то чему, собственно удивляться? 

Европейский Союз

Что для вступления в ЕС, что для вступления в НАТО Украине часто говорят о борьбе с коррупцией. Но это не помешало вступлении туда Испании, Греции и  ряда балканских стран. При этом ЕС выдвигал ряд требований странам перед вступлением: сокращение добычи ископаемых, сырья, отказ от некоторых видов промышленности. Для каждой страны была расписана дорожная карта в составе ЕС, которая в итоге не сработала. А затем все-таки обратили внимание на коррупцию. В итоге ЕС, не может нормально интегрировать текущих членов и им приходится их поддерживать, особенно с учетом чрезмерной бюрократии в ЕС. Основными донорами Европейского Союза выступают Германия, Франция и Италия. До этого еще одним основным спонсором была Великобритания. И "Brexit" серьезно подкосил позиции ЕС. В качестве образца для восточноевропейских стран у ЕС уже есть Польша, куда из года в год идет большая часть финансирования. Так стоит ли удивляться постоянным отказам Украине? И насколько мы понимаем, куда именно стремится? Отсутствие регуляторных правил и ограничений ЕС может стать преимуществом, если им правильно воспользоваться.

Китай

Худшее заявление, которое мог придумать Президент Зеленский это о том, что Украина обратиться к Китаю, раз США и ЕС нашу страну недостаточно поддерживают. Еще хуже, что эту позицию поддержал глава ныне ручного МИД Дмитрий Кулеба, пытавшийся в медиа оправдать такую позицию, как якобы весьма правильную.Ведь смысл стратегического партнерства заключается в том, чтобы поддерживать позиции партнеров в долгосрочной перспективе. А что о тебе, как о лидере, подумают если ты при малейшем недовольстве бежишь к основному конкуренту? Интересов и логики, которого ты даже не понимаешь!

Не понимает интересов и логики Китая даже коллективный Запад, поскольку он считал, что с ростом благосостояния у населения будет расти и требование к демократии. Но Китай использует гибридные модели, как управления, так и экономики, учитывая все предыдущие неудачные опыты в мире. Коммунизм у них отлично вписался в идеологию предыдущих периодов правления. Капитализм пришел без "дикой" приватизации и стал частью, казалось бы, противоречащей идеологии. Ранее основной идеей в Китае был экономический рост любой ценой. А сейчас правительство Си Цзиньпина перешло к регуляции выбивавшихся компаний и отраслей, для того чтобы слаженно действовать на мировой арене. Первоначальные цели это установление и расширение влияния в своих старых точках интереса. И Украины среди нет. 

Ошибочность своих представлений осознали в Германии и выделили грант в 24 млн. евро на изучение Китая. Это намного более здравый подход.

Экономика Украины 

В противостоянии российской агрессии именно экономика является главным союзником Украины. Рассчитывать можно лишь на силу собственной армии. 

Но правительство продолжает тратить кредиты международных институтов на социальные выплаты, т.е. по сути проедать. Вместо того чтобы создавать точки роста. Группа Гетманцева по сути управляет всей финансовой политикой, пытаясь выдоить всех до кого могут дотянутся. В этом году перевыполнение плана доходов государства от базового плана составит 150-160 млрд. гривен. Но при этом большая часть доходов от экспорта будет выведена из страны. Об этом говорит и постоянное падение индекса инвестиций. Министерство финансов постоянно сетует, что при введении налога на выведенный капитал бюджет потеряет 50-60 млрд. гривен. В этом году его вполне можно было вводить. Но не хватило политической воли. А ведь это решило бы массу проблем.