СНБО против "Укрзализници": обвинения в коррупции связях с Ахметовым

На заседании Совет национальной безопасности и обороны был зачитан доклад СБУ по ситуации в "УЗ". Секретарь Совета Алексей Данилов пообещал радикальные изменения, в том числе и кадровые.

Несколько попыток обуздать коррупцию на железнодорожном монополисте ни к чему не привели. В конце концов власть признала свое поражение и решила подключить тяжелую артиллерию в лице Данилова. 

За последние несколько лет кадровые ротации руководства государственной компании стали нормой. При Зеленском временное руководство в "Укрзализнице" менялось уже 5 раз, а единственный полноценный глава правления продержался в кресле лишь 6 месяцев.

Теперь кресло зашаталось под и.о. Иваном Юриком, управляющего компанией с марта 2021 года. 

Доклад СБУ:

Документ на 8 страницах был подготовлен сотрудниками Службы Безопасности Украины по поручению СНБО. По сути его содержание сводится к тому, что причиной коррупции и низкой эффективности является менеджмент предприятия.

Авторы документа считают, что стабилизировать ситуацию может введение временного управляющего, не исполняющего обязанности, а нечто вроде кризис-менеджера.

При этом кадровые изменения могут коснуться не только главу и членов правления "УЗ", но и членов наблюдательного совета. В каждом из этих органов сейчас работает по 5 человек.

По словам окружения Ивана Юрика он считает, что его не уволят, поскольку не видит для этого законодательных механизмов. 

Согласно статуту "Укрзализници" уволить главу правления может только наблюдательный совет на общем собрании. 

Но, как показывает опыт смены руководства "Нафтогаза", при желании это дело нескольких часов. 

Кто возглавит "УЗ" пока не ясно. Но рассматривается вариант Александра Кубракова, который возглавлял "Укравтодор", а сейчас стал министром инфраструктуры. В этом варианте "УЗ" могут переподчинить Мининфраструктуры.

Впрочем, если кадровые вопросы крупнейших гос.предприятий выносятся на рассмотрения СНБО, то малоли какие еще сюрпризы нас подстерегают.

Что выявила СБУ

Проблемы "УЗ" вызваны 9 факторами.

Первый из это проблема с тарифами. Только манипуляции с тарифным регулированием за последние 4 года нанесли убытков почти на 100 млрд. грн!

"Дальнейшая работа компании в рамках экономически необоснованных тарифов приведет к банкротству", - считают в СБУ.

Речь из про разницу в тарифах для разных классов грузов, согласно которому перевозчиков руды по сути субсидируют за счет других грузоперевозчиков и самой "УЗ". 

Многочисленные попытки изменить сложившийся порядок неизменно останавливались лоббистами олигарха Рината Ахметова, получающего наибольшие преференции от этих тарифов. 

Вторая проблема - кредитный портфель, на сегодня составляющий 35, 8 млрд. гривен. Еще 19,1 млрд.грн "УЗ" задолжала "Донецкой железной дороге". Главный кредитор последней - дочка российского "Сбербанка". Хотя по взысканию долгов "Донецкой железной дороги" установлен мораторий.

В этом году "УЗ" должна вернуть 7,7 млрд. гривен. И это лишь тело кредита, без учета процентов.

Третий пункт - коррупция, которой долгие годы пронизана вся "Укрзализниця". И руководство зачастую ей потворствует, вместо того, чтобы с ней бороться.

По данным правоохранителей, за последние 2 года в отношении должностных лиц компании открыто 237 уголовных производств, а общая сумма убытков составила более 1 млрд. гривен.

"Должностные лица железной дороги способствуют в поставке оборудования и запчастей ненадлежащего качества и неизвестного происхождения, что приводит к разнообразным ЧПї", – говорится в документе.

Примечательно, что в середине июля глава временной комиссии Верховной Рады, созданной для проверки и оценки состояния "УЗ" Юлия Гришина оценила убытки от коррупции значительно выше.

"Убытки "Укрзалізниці" от коррупции на закупках детективы НАБУ оценили 8 миллиардов гривен за 2020 год – это 1 миллион гривен в час", – заявила Гришина.

Та же проблема и с ремонтными работами. К ним привлекают сторонние организации, завышающие объемы, хотя эти работы могли выполнить структурные подразделения "УЗ". Либо вовсе проводят ремонт лишь по документам.

Отдельным пунктом выделены манипуляции в финансовой сфере, которые не могут совершаться без содействия со стороны руководства компании.

Еще один фактор - управленческий кризис. Вопреки ожиданиям, после формирования наблюдательного совета в 2015 году наблюдается постоянное обесценивание активов "УЗ" - по 10 млрд. гривен в год. 

Кроме того, у наблюдательного совета постоянно возникают конфликты с правлением относительно развития компании и кадровой политики.

Что приводит к частой смене глав правления и членов правления, либо вообще к их длительному отсутствию.

Акцентируется внимание также на том, что на протяжении последнего года происходят постоянные и системные срывы тендерных процедур по закупке электроэнергии, необходимой для работы предприятия.При этом закупочная цена электроэнергии оказывается выше рыночной.

Как и тормозиться процесс электрификации отдельных участков железной дороги. Что вынуждает "УЗ" закупать дизтопливо у страны-агрессора, вместо того, чтобы перейти на отечественную электроэнергию.

Проблемы со скоростными и контейнерными перевозками. Высокоэффективные виды перевозок не расширяются, а для их развития не концентрируются инвестиционные ресурсы. Даже накопленные этим бизнесом деньги централизуются и теряются в общем потоке неэффективности. 

Что также приводит к потерям транзита контейнерных поездов - за первые полгода 2021 через Украину проехало в 10 раз меньше контейнерных поездов, чем через соседние страны.

Отсутствие стратегии развития информационных систем "УЗ" приводит к хаотичному внедрению IT-проектов по завышенным ценам и делает невозможным создание единого информационного пространства компании.

Отдельный раздел документа посвящен состоянию материально-технической базы. Там детально описаны проблемы, которые железная дорога накапливала годами и с каждым годом ситуация лишь ухудшалась. Изношенность тягового подвижного состава, пассажирских вагонов, критическое состояние грузового парка, проблемы в безопасности движения и взаимодействия с сотрудниками компании.

Средний уровень износа грузового парка составляет 90%! А состояние пассажирского доведено до критического. Капитального ремонта и реконструкции требуют более 11 тыс. километров железнодорожного полотна, или 31% от общей протяженности эксплуатационных колей (39,4 тыс. км.).

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.